Как вести себя на кладбище и правильно поминать усопших | Приход Крестовоздвиженского храма

Как вести себя на кладбище и правильно поминать усопших

Размещено Апр 17, 2018 в СТАТЬИ | 0 комментариев

Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища это священные места, где покоятся тела умерших до будущего Воскресения.

Из глубокой древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, Христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения — Святым Животворящим Крестом из дерева, металла, камня или начертанным на надгробной плите. Простой скромный крест более приличествует могиле православного Хрис­тианина, нежели дорогие массивные монументы и надгробия.

Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к его лицу.

Крест на могиле православного христианина — молча­ливый проповедник блаженного бессмертия и воскресе­ния. Водруженный в землю и возвышающийся к небу он знаменует веру христиан в то, что тело усопшего нахо­дится здесь, в земле, а душа — на небе, и что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для Жизни вечной в Царстве Божием.

Мы называем наших покойных усопшими, а не умер­шими, потому что в определенное время они Восстанут из гроба. И потому могилу, как место будущего Воскре­сения, необходимо соблюдать в чистоте и порядке. Особо надо следить, чтобы не покосился крест, чтобы он был окрашен, чист и ухожен.

Как вести себя на кладбище.

Придя на кладбище, надо прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Затем зажечь свечку и совершить литию (слово «лития» означает усиленное моление). Для.совершения литии приглашают священника. Чин, который может совер­шить мирянин, приведен здесь. Можно также прочитать Акафист о упокоении усопших (стр. 31).

Не нужно есть или пить на кладбище. Совершенно недопустимо поминать усопшего спиртными напит­ками — этим не только оскорбляется память покойного, но «утяжеляется его участь в загробном мире. Обычай оставлять на могиле хлеб и другую еду «для усопше­го» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными — принесенную пищу лучше отдать нищим. Тем более недопустимо остав­лять на могиле рюмку водки или лить ее в могильный холм.

Как правильно поминать усопших

«Постараемся, сколько возможно, помогать усоп­шим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, ь нам полу­чить обетованные блага», — пишет свт. Иоанн Златоуст.

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету покойный не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благо­честивым. Но вечно живая душа почившего испытыва­ет великую потребность в нашей постоянной молитве потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого правос­лавного христианина.

Особенную помощь почившим оказывает помино­вение в Церкви. Потому, прежде чем посетить кладби­ще, кому-либо из родственников следует придти в храм утром к началу Божественной Литургии и подать записку «О упокоении» с именем усопшего для поми­новения его в алтаре на проскомидии (греч.- «прино­шение»), когда из особого хлеба — святой просфоры — будет вынута частичка в память усопшего, а затем, в знак омовения его грехов, опущена в Чашу со Святыми Дарами. После Литургии хорошо отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Святых Христовых Тайн.

В определенные дни года Церковь творит помино­вение всех, от века усопших отцев и братии наших по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью или не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви. Панихиды, которые совершаются в такие дни, имену­ются вселенскими, а сами дни — вселенскими родите­льскими субботами.

Все родительские субботы не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно — пас­хальным циклом.

Всего 5 вселенских родительских суббот:

  1. Мясопустная суббота — за 8 дней до Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде. В этот день поминаются все православные христиане, в том числе умершие неестественной смертью: во время потопа, землетрясения, войн и т. п.
  2. Родительские субботы, 2-и, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Установлены вместо ежедневных поминовений за Божественной Литургией, каковых не бывает во время Великого поста.
  3. Троицкая родительская суббота — накануне Дня Святой Троицы, на 9-й день после праздника Вознесе­ния. В этот день совершается поминовение всех усоп­ших православных христиан.

Накануне каждого из этих дней вечером в храмах совершается парастас — заупокойная служба с чтением 17-й кафизмы, а в самые дни по окончании литургии служатся вселенские панихиды.

Кроме этих общецерковных дней, Русская Правос­лавная Церковь установила частные родительские дня.

  1. Это:Радоница — пасхальное поминовение всех усоп­ших православных христиан во вторник 2-й седмицы по Пасхе.
  2. День Усекновения главы св. Иоанна Предтечи -11 сентября (н. ст.), день поминовения православных воинов, за веру и Отечество на поле брани убиенных.
  3. Димитриевская родительская суббота — день поминовения убиенных воинов, установленный св. блгв. князем. Димитрием Донским в память — о Кули­ковской битве, впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов. Совершается за неделю перед 8 ноября (н. ст.) — днем, памяти вмч. Димитрия Солунского, св. Ангела великого князя.
  4. Поминовение воинов и всех страдальчески погиб­ших в годы Великой Отечественной войны — 9 мая (н. ст.).
  5. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову — 7 февраля (н.ст.) в случае совпадения этого числа с воскресеньем, или в ближайший воскресный день после него.

Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен поминаться:

  • в день его рождения,
  • в день кончины,
  • в день именин (день св. Ангела).

Очень полезно в памятные дни жертвовать на храм, подавать милостыню нищим с просьбой молиться за усопших.

Дополнение

«Но они не послушанi и не применили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего и стали ко Мне спиною, а не лицом” (Мер. 7, 24)

Не всем умершим бывают полезны молитвы за них живущих на земле, и не за всех можно молиться. Тот, кто отвергается здесь Святой Православной Церкви, тот лишает себя и в будущей жизни ее ходатайства и молитвы. Другие грешники отсекаются от Тела Цер­кви Христовой невидимым судом Божиим, когда грехи и страсти всецело овладевают ими и подавляют в них всякое добро. И если в таком ужасном и безнадежном состоянии грешник умирает внезапно и без покаяния, то и Церковь ничем не может ему помочь и запрещает за него молиться.

Сюда относятся все грешники, умершие нераскаян­ные, отказавшиеся от покаяния, а также самоубийцы. К ним можно отнести слова, сказанные некогда Богом св. пророку Иеремии о евреях, которым Бог определил наказание: «Не молись о людях сих, и не проси, еже помилованы быти им» (Иер. 7,16).

Только творением милостыни родственники могут им помочь. А также, если благословит священник, близкие родственники умершего келейно, с глубоким смирением, с предварительным прошением о помило­вании их самих, — да не прогневают и не оскорбят Господа, — могут обратиться к Богу с молитвой, состав­ленной Оптинским старцем иеросхимонахом Львом:

«Взыщи, Господи, погибшую душу (имя)\ Аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави во грех сей молитвы моей. Да будет святая воля Твоя!»

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели